Контактная информация
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Свердлова, д.8

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: monuments.karelia10@yandex.ru

Памятка бойцу поискового отряда

БЕРЕГИТЕ ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ!

 Памятники археологии

На территории Республики Карелия в настоящее время состоит на государственной охране около 2 200 объектов археологического наследия, что составляет практически половину от всего числа объектов культурного наследия, состоящих на учете. Объекты археологии представлены многочисленными древними поселениями, уникальными наскальными изображениями-петроглифами, каменными сложениями, селищами, курганами и могильниками, городищами, крепостями, древними производственными сооружениями, датируемыми от эпохи мезолита до позднего Средневековья и Нового времени.

Каждый из археологических памятников несет в себе неисчерпаемый источник разнообразной (исторической, социальной, экологической, биологической и т.д.) информации. Учитывая, что археологические объекты — это наиболее древние исторические памятники, культурный слой и находки (артефакты), сохранившиеся в нем, являются практически единственным источником нашей информации о древних эпохах и культурах. Под культурным слоем понимается исторически сложившаяся система напластований в земле или под водой, содержащих следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающая остатки конструкций зданий и сооружений, а также древние артефакты (находки). Культурный слой содержит множество информации об этапах существования археологического памятника: возникновении, развитии и гибели, об особенностях ведения хозяйства, домостроительстве, пространственной структуре, о природных и климатических условиях того или иного времени, образе хозяйства, охоте, земледелии, ремесле и т.д. Вся эта информация не может быть восстановлена в случае уничтожения древних отложений культурного слоя. Никакие попытки вновь насыпать разрушенную земляными работами часть городища, снесенную курганную насыпь, уничтоженный культурный слой древнего поселения не смогут восполнить единожды и навсегда уничтоженную историческую информацию. Каждый артефакт, извлеченный из культурного слоя при несанкционированных раскопках, утрачивает всю информацию, которую можно было бы получить при проведении научных археологических работ, превращаясь в бесполезный сувенир. Наносимый при этом урон невосполним. Люди, занимающиеся самовольными раскопками, с каждым извлеченным из культурного слоя артефактом лишают нас еще одной страницы истории.

Каждый археологический памятник уникален. Только изучение большого числа рядовых стоянок, селищ, небольших курганных и грунтовых могильников, городищ на той или иной территории позволяет сделать обоснованные выводы об эволюции и смене культур, о миграционных процессах, ассимиляции автохтонного населения пришельцами, а также системах расселения, хозяйственного освоения территорий, эволюции погребального обряда, традициях и верованиях, формировании и функционировании оборонительных сооружений и т.д.

Все объекты археологического наследия, от рядовых стоянок древнего человека до уникальных наскальных изображений, составляют основу научного и культурного наследия. Это — часть государственных ресурсов страны и неотъемлемая часть мирового культурного наследия, и сохранить его максимально полно для последующих поколений, не только долг, задача ученых-исследователей и органов охраны объектов культурного наследия, но и прямая обязанность всех граждан России. Необходимо понимать, что методы и методики исследования, как чисто археологические, так и естественнонаучные, постоянно развиваются, поэтому археологи последующих поколений смогут извлечь при раскопках археологических памятников намного больше информации, чем сегодня.

В настоящее время известна лишь ничтожная часть археологических памятников, еще меньшая часть официально поставлена на охрану. Территория нашей республики в археологическом отношении обследована недостаточно. Нельзя назвать ни одного района, в отношении которого можно было бы утверждать, что там известны все археологические памятники. В настоящее время согласно действующему законодательству все археологические памятники, как внесенные в государственный реестр объектов культурного наследия, так и неизвестные, с момента их обнаружения находятся под охраной государства (Федеральный Закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 16.1, п. 16).

При проведении поисковых работ следует помнить, что в ходе Зимней и Великой Отечественной войн бои проходили в том числе и на территориях, занятых памятниками археологии. Возможна ситуация, когда при поиске останков погибших воинов могут быть случайно обнаружены неизвестные ранее объекты археологического наследия. 


Признаки объектов археологического наследия

  • иная окрашенность культурного слоя по сравнению окружающим грунтом ( в зависимости от антропогенного воздействия от розово-красного оттенка на древних поселениях до черного гумусированного и углистого слоя, насыщенного строительным мусором, на позднесредневековых памятниках);

  • наличие в грунте черепков разбитых глиняных горшков, кусочков обожженной глины, шлака, угольков, костей животных, каменных орудий, фрагментов неопределенных металлических изделий, пластинок слюды, монет, фрагментов украшений, непонятных древних предметов и т.д.;

  • обнаруженные в захоронении костные останки сопровождаются непонятным инвентарем (древние монеты, керамика, предметы быта, украшения и т. д.);

  • наличие визуально читаемых на поверхности археологизированных объектов и сооружений (валы городищ, крепостей, насыпи курганов, каменные кладки и т.д) и скрытых под землей остатков сооружений из камня и дерева.

В случае обнаружения объекта, обладающего признаками памятника археологии в ходе уже ведущихся поисковых работ, необходимо немедленно приостановить работы и проинформировать государственные органы охраны культурного наследия об обнаруженном объекте (73-ФЗ, ст. 36, п. 4, Приказ от 27 ноября 2015г. № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ».


Действия при случайном обнаружении памятника археологии

При случайном обнаружении объекта, обладающего признаками памятника археологии, НЕОБХОДИМО произвести следующие действия:

  • сразу же прекратить все земляные работы на объекте и вокруг него (в радиусе приблизительно 50 м);

  • немедленно сообщить об обнаружении командиру поискового отряда;

  • срочно уведомить государственные органы охраны культурного наследия;

  • в случае, если были вскрыты погребения, законсервировать их – прикрыть пленкой и присыпать землей;

  • дождаться приезда специалистов органа охраны культурного наследия или археологов.


КУДА ЗВОНИТЬ:

1. Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия

Амелина Татьяна Петровна, раб. тел. (8142) 78-56-40

 

2. ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия»

Федорова Ирина Владимировна, раб. тел. (8142) 78-46-45

 

3. Сектор археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук

Лобанова Надежда Валентиновна, раб. тел. (8142) 78-18-86

 

4. Национальный музей Республики Карелия

Шахнович Марк Михайлович, раб. тел. (8142) 78-27-02

 

 

Необходимо помнить о том, что повреждение или уничтожение памятника археологии в ходе поисковых работ приводит к безвозвратной утере части оставленного нам предками бесценного культурного наследия Российской Федерации, а также наносит существенный вред имиджу поискового движения.


Законодательство в области охраны памятников археологии

Согласно Федеральному Закону № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. проведение земляных и иных хозяйственных работ может осуществляться при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при наличии в проектной документации раздела об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ (ст. 36).

При этом охраняемыми являются объекты, содержащие следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет (ст. 3). Все археологические памятники являются объектами культурного наследия федерального значения (ст. 4). На их территории разрешается только деятельность, не противоречащая требованиям их сохранности (ст. 5.1). Археологические предметы, обнаруженные в результате земляных работ, подлежат обязательной передаче в государственный музей (ст. 36, п.11) для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в рамках профессиональных археологических исследований (ст. 45.1), требующих получения специального разрешения (Открытого листа) в Министерстве культуры РФ.

Проведение несанкционированных земляных работ на территории памятника археологии, нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия влечет за собой административную, уголовную и иную юридическую ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Уничтожение или повреждение, нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия, незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания, а также уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере влечет за собой уголовную ответственность по статьям 243, 243.1, 243.2, 243.3 УК РФ, предусматривающим наказание штрафом в размере до пяти миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 7.13), уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения (ст. 7.14.1), неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность (ст. 7.14.2), проведение археологических полевых работ без разрешения (ст. 7.15), незаконный оборот археологических предметов (ст. 7.15.1).

Особенно внимательно следует отнестись к использованию специальных технических средств. Так совершение правонарушений и преступлений с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин (под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания) является квалифицирующим признаком, отягчающим ответственность за совершенное деяние (ч. 3 ст. 243.2 УК РФ, ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ).