Вернуться в каталог

Объекты, связанные с деятельностью Александровского завода

Контактная информация
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Малая Слободская, д.12

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: monuments.karelia10@yandex.ru

Корпуса Александровского завода

Al.-zav.-1.jpg

ул. Калинина, 1

Сохранившиеся в настоящее время корпуса бывшего Александровского завода датируются последней четвертью XIX – началом ХХ веков, когда на заводе, основанном еще в 1772-1774 годах, проводилась технологическая реконструкция.

Корпуса находятся на площади перед главной заводской проходной и отделяют городскую и производственную территории. Корпуса двухэтажные, выполнены из кирпича, стены оштукатурены. Главный фасад имеет вертикальные членения в виде незначительно выступающих из плоскости стены ризалитов. Рустованные стены первого этажа отделены от стен второго этажа горизонтальным карнизом. Окна двух типов: на всем первом этаже и в центральной части второго – арочные (с замковыми камнями в окнах ризалитов), остальные – прямоугольной формы с обрамлением простыми лепными наличниками. Центральная часть фасада завершена треугольным фронтоном, украшенным в уровне архитрава пояском с лепными медальонами. Дополнительно центральная часть фасада выделена двумя симметричными балконами с литыми металлическими ограждениями. Главный вход также располагается точно по центру, в большом арочном проеме. Въезд на завод для транспорта решен в виде арочного проема на высоту первого этажа.

В 1947 году при восстановлении завода была благоустроена заводская площадь: построена великолепная лестница для прохода на ул. Калинина, установлен красивый забор вдоль реки Лососинки, устроена аллея с пешеходными тротуарами (архитектор А. Шляпочник).

Корпуса представляют большую историческую ценность как объекты завода, развитие которого напрямую связано с развитием всей экономики Петрозаводска XIX века. В настоящее время старые корпуса Александровского (ныне Онежского тракторного) завода не используются, так как все производство перенесено на окраину города, а бывшую промышленную территорию планируется реконструировать под городскую застройку с сохранением этих памятников промышленной архитектуры XIX-ХХ веков.