Вернуться в каталог

Ансамбль Круглой площади

  • Ансамбль Круглой площади
Контактная информация
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Малая Слободская, д.12

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: monuments.karelia10@yandex.ru

Ансамбль Круглой площади

Krug.-pl.-1.jpg

пл. Ленина, 1, 1а, 2, 2а

Ансамбль Круглой площади (ныне пл. Ленина) является одним из наиболее значимых памятников истории и архитектуры города Петрозаводска. Формирование Круглой площади, как градостроительного и композиционного центра Петрозаводска, относится к 1775 году и неразрывно связано со строительством Александровского завода. Застройка Круглой площади выполнялась по проекту начальника Олонецких горных заводов, горного инженера Аникиты Сергеевича Ярцова, который предложил именно такую форму площади и связал ее двумя улицами с заводом и старым центром города (на месте нынешней площади Кирова).

По периметру площади были построены восемь зданий, в которых размещались заводская канцелярия, архивы, командирский дом, лаборатория, столярная и модельная мастерские, чертежная школа, аптека. Таким образом, в тот период Круглая площадь выполняла роль административного центра Александровского завода.

Композиционно здания были размещены следующим образом. На обеих сторонах площади симметрично были построены по три корпуса. Центральные здания, украшенные портиками с четырьмя колоннами, были прямоугольные в плане, а боковые – имели более сложную форму плана в соответствии с направлениями улиц, примыкающих к площади. Там, где к площади примыкал Петербургский тракт (ныне начало ул. Ф. Энгельса), были возведены два флигеля (иначе называемые «кордегардиями»). Из всего ансамбля именно эти трапециевидные в плане флигели сохранили до наших дней первоначальный облик.

Здания площади были приблизительно равной высоты, «в полтора этажа», то есть второй этаж имел меньшую высоту. Это было видно на фасадах: окна нижнего этажа были восьмичастными, а верхнего – четырехчастными (сейчас этот прием можно увидеть только на флигелях). Архитектурные решения зданий разрабатывал архитектор Елизвой Назаров, ученик великого русского архитектора XVIII века В.И.Баженова.

В 1784 году Петрозаводск стал губернским городом, а губернские присутственные места (администрацию) было решено разместить в зданиях заводского управления. Поскольку для новых административных функций здания оказались тесными, губернатор Г. Р. Державин решил их перестроить. Проект реконструкции разработал губернский архитектор Михаил Кисельников. Строительные работы выполнялись в 1787-1789 годах с участием архитектора Крамера. Перестройка коснулась трех корпусов с каждой стороны. Они были объединены в два больших полукруглых крыла, охватывающих площадь. В одном крыле была размещена резиденция губернатора и вице губернатора, а другое крыло было занято присутственными местами и судебными учреждениями. Общий архитектурный стиль площади можно отнести к русскому классицизму.

В последующие годы на площади проводились работы по благоустройству. Под руководством губернского архитектора В. В. Тухтарова в 1830-х годах были построены заборы, устроены каменные тротуары, удлинены угловые флигели. По проектам этого автора в 1840-х годах были выполнены сохранившиеся интерьеры двухсветного зала Дворянских собраний, кабинета губернатора и круглой гостиной.

Следующим важным этапом формирования Круглой площади стал 1873 год, когда к 100-летию Александровского завода в ее центре был воздвигнут памятник Петру I по проекту скульптора И.Н.Шредера, а площадь стала называться Петровской. Памятник Петру I композиционно завершил ансамбль площади.

В советский период крупным градостроительным изменением на площади стала установка гранитного памятника В. И. Ленину (скульптор М. Г. Манизер), вместо снесенного бронзового памятника Петру I. При этом оказался нарушен композиционный баланс между невысокими двухэтажными зданиями и грандиозным монументом.

Интересное развитие получил ансамбль Круглой площади в 1969 году. На юго-восточной стороне площади, раскрытой в сторону поймы реки Лососинки и завода, был построен мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» (архитекторы Э. Андреев и Э. Воскресенский, скульпторы Э. Акулов и Л. Давидян). Авторскому коллективу удалось создать выразительную композицию, полностью вписавшуюся в историческую среду центра города.

В 1990-х годах в истории ансамбля Круглой площади произошло еще одно важное событие ‒ постановлением Совета Министров КАССР было решено передать исторические здания площади Карельскому государственному краеведческому музею. Проект реставрации и реконструкции был выполнен в институте «Карелпроект», работы проводились строительным предприятием «ВЕК». Музей получил около двух тысяч квадратных метров помещений под экспозиции, фондохранилища, кабинеты для научных сотрудников, лекционный и кинозал, архив и другие помещения, оборудованные современными инженерными системами.

В настоящее время ансамбль Круглой площади – важнейшая историко архитектурная достопримечательность города в стиле позднего классицизма последней четверти XVIII века.

Во внешнем облике зданий № 1 и № 2 много общих черт. Это двухэтажные здания на невысоких цоколях со сложным планом, образованным в результате объединения шести корпусов в два полукруглых крыла площади. Следы этого объединения видны благодаря различным заглублениям плоскостей фасада. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены в светло-желтый цвет (общее решение для всех зданий площади). Центральные входы имеют четырехколонные портики дорического ордера под невысокими фронтонами. В местах перелома плоскости главного фасада на боковых закруглениях имеются полуколонны дорического ордера. Планировка помещений коридорная и анфиладная.

Хорошо заметны и отличия в архитектурном оформлении двух зданий. Так, на главном фасаде здания № 1 имеются небольшие полукруглые эркеры в уровне первого этажа. Отличительная особенность здания № 2 ‒ тумбы крыльца, на которых установлены две великолепные фигуры львов (чугунная отливка Александровского завода 1858 года).

Еще больше общего в архитектуре домов № 1а и № 2а. Это два почти симметричных, двухэтажных флигеля с полуподвалами. В плане они имеют форму трапеции, ориентированной узкой стороной на площадь. Входы устроены со стороны двора. На узкой стороне фасада – по одному окну на каждом этаже. Углы и простенки между окнами выделены белыми пилястрами, поддерживающими многоярусный карниз, образованный выпусками кирпича. Отличия можно заметить лишь в количестве оконных проемов на боковых фасадах и в нюансах планировки.