Контактная информация
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Свердлова, д.8

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: monuments.karelia10@yandex.ru

Здание железнодорожного вокзала в г.Медвежьегорске включено в единый государственный реестр

20.10.2022 г.

В связи с началом строительства Мурманской железной дороги, которая прошла вблизи деревни Медвежья Гора, в 1916 году здесь были возведены железнодорожная станция, вокзал и жилые дома для работников железной дороги.

Образовался рабочий поселок Медвежья Гора, станция получила одноименное название. Вокзал, как и жилые дома, строился по проекту архитектора Р.М.Габе.

Первые здания вокзалов и станций были деревянными. Фасады имели единое стилистическое решение в духе эклектики (так называемого «деревянного стиля») с использованием в основном стилизованных приемов «русского стиля» и классицистических элементов. Фасады завершались высокими щипцами и фронтонами, украшенными резными причелинами, проемы обрамляли различными по рисунку резными наличниками. Изначально стены срубов построек оставались бревенчатыми, а щипцы обшивали досками. Впоследствии, часть деревянных зданий вокзалов была заменена на каменные, а у сохранившихся построек бревенчатые стены были обшиты.

Здание на станции Медвежья Гора отличалось от других вокзалов необычным сложным объемно-пространственным и композиционным решением, в котором прочитывались традиционные приемы деревянной русской архитектуры XVII — начала XVIII веков. Изначально оно состояло из разновысотных одно- и двухэтажных срубов с двускатными крышами и высокими щипцами, башнеобразными надстройками с четырехскатными и кубоватыми крышами и высокой восьмигранной башней, установленной на четверик, с шатром и высоким шпилем.

Предположительно в начале 1920-х годов здание было реконструировано и расширено за счет оформленной в той же стилистике одноэтажной пристройки под двухскатной крышей. Первоначальный объем практически не изменился. При перестройке здания крышу покрыли металлом, фасадные бревенчатые стены и выпуски бревен срубов получили декоративную обшивку досками разных типов: «венгерку» (прост. - «елочкой»), вертикальную и горизонтальную. Стены были окрашены в светлый цвет, присущий практически всем вокзальным строениям на Северо-Западе России.

В 1938 году поселок Медвежья Гора получил статус города и был переименован в Медвежьегорск, название железнодорожной станции осталось прежним.

В период финской оккупации Карелии с 1941 по 1944 годы здание вокзала не пострадало. В послевоенное время железнодорожная станция Медвежья Гора также периодически подвергалась незначительным переделкам, планировочная структура здания изменилась незначительно. Главным в искажении общего облика здания и изменении его восприятия стала замена светлого цветового решения фасадов на темно-зеленый с выделением белым цветом элементов декора. Изменившееся цветовое решение сохранено до сих пор.

Последний ремонт здания был проведен в 2018 году: выполнены окраска фасадов, замена оконных заполнений, восстановление части утраченных элементов декора, замена деревянных полов на керамические, обшивка стен и подвесных потолков в помещениях. Несмотря на некоторые изменения, в целом вокзал сохранил свою историческую объемно-пространственную и планировочную структуру. Здание по-прежнему является композиционным и доминирующим элементом привокзальной площади г.Медвежьегорска и представляет историко-архитектурную ценность как редкий сохранившийся и уникальный образец деревянного железнодорожного вокзала Мурманской железной дороги начала ХХ века, построенного в стиле эклектики с приемами русской архитектуры и элементами модерна и классицизма.

Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 14 октября 2022 года №422 выявленный объект культурного наследия «Здание вокзала железнодорожного», 1916 г., расположенный по адресу: г.Медвежьегорск, ул.Артемьева, д.18, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного (памятник) регионального значения.

* Использованы материалы Акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, выполненного экспертом Ю.П.Куваевой в 2019 г.