Контактная информация
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Свердлова, д.8

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: monuments.karelia10@yandex.ru

Зоны охраны памятников

18.02.2013 г.

Разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия в исторических поселениях Космозеро Медвежьегорского района и Большая Сельга Олонецкого района.

Проекты были разработаны по заказу Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Научно-исследовательским и проектным институтом Урбанистики (г.Санкт-Петербург).

Село Космозеро расположено на историко-культурной территории Заонежье, отражающей культуру русского (заонежского) этноса. Оно представляет куст из трех практически слившихся в одно целое деревень: Артово, Демидово, Погост. Тип поселения –приозерный. Структурообразующими элементами являются транзитная дорога, проходящая вдоль озера Космозеро и церковь Александра Свирского  архитектурная доминанта поселения. Объектами, обладающими историко-культурной ценностью и состоящими на государственной охране и учете, являются шесть традиционных для заонежской культуры домов, церковь, имеющая статус федерального памятника, и братская могила советских подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Для этих объектов культурного наследия и были разработаны зоны охраны.

Деревня Большая Сельга  одно из наиболее старых сележных поселений Олонецкого района, характеризующее специфику архитектурно-строительной деятельности этнической группы южных (олонецких) ливвиков. В деревне хорошо сохранились уличная и, частично, улично-рядовая объемно-планировочная структура и традиционная застройка. Зоны охраны разработаны для восьми объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране и учете, в числе которых жилые дома и двор-сарай.

Проекты зон охраны памятников этих поселений разработаны в соответствии с действующим законодательством. В первую очередь, это Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который рассматривает зоны охраны как один из главных инструментов сохранения историко-культурного наследия, а также Градостроительный кодекс Российской Федерации, где в качестве одного из принципов градостроительного законодательства определяется осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия.

В основу разработанных проектов зон охраны положен принцип сохранения всех объектов культурного наследия в их исторической среде путем установления различных зон охраны: охранной зоны объекта, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого ландшафта. Для каждой зоны охраны установлен градостроительный регламент, который определяет специальный правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью этих земельных участков. Действие этого регламента в равной мере распространяется на все земельные участки, объекты капитального и некапитального строительства, благоустройства, озеленения, линейные объекты, расположенные в пределах границ соответствующей зоны охраны. В проектах произведено также координатное описание границ земельных участков территории объектов, а также всех зон его охраны в местной системе координат и во Всемирной геодезической системе координат WGS-84.

В декабре 2012 года по проектам зон охраны была проведена историко-культурная экспертиза, выполненная экспертами из г. Москвы, аттестованными Министерством культуры РФ. Характеризуя проекты, эксперты подчеркивают, что их примечательной особенностью является проведение сравнительного анализа действующих законодательных актов применительно к выполняемой разработке и установление правовых норм для проектов зон охраны объектов культурного наследия. Анализируя множество, зачастую взаимоисключающих, нормативных актов, касающихся подготовки проектов зон охраны, авторы проектов пришли к выводам, послужившим методической основой разработки данных проектов. Так, эксперты поддержали предложенный в проектах выход из создавшейся правовой ситуации, в соответствии с которым под «территорией объекта культурного наследия», которая фигурирует в федеральном законодательстве, следует понимать «земельный участок, непосредственно занимаемый объектом культурного наследия и связанный с ним исторически и функционально». Такое решение проблемы позволяет определить границы и поставить на кадастровый учет конкретный земельный участок, а не аморфную «территорию объекта культурного наследия», а это в современных условиях крайне актуально. Эксперты согласились и с доводами авторов проектов по поводу выхода из законодательной коллизии, касающейся определения режимов земель и установления градостроительных регламентов.

Одновременно эксперты высказали свое пожелание заказчику проектов о необходимости срочно провести историко-культурную экспертизу для принятия решения о включении выявленных объектов культурного наследия в с.Космозеро и д.Большая Сельга, на которые были разработаны проекты зон охраны, в единый государственный реестр. А также, в целях сохранения целостной и уникальной среды этих поселений, приняв за основу материалы проектов зон охраны, в соответствии с действующим законодательством обосновать границы объекта культурного наследия «Достопримечательное место с.Космозеро» и «Достопримечательное место д.Большая Сельга».

Разработанные проекты зон охраны будут утверждаться Правительством Республики Карелия по представлению Министерства культуры РК, а в отношении зон охраны церкви Александра Свирского в с.Космозеро, являющейся памятником федерального значения, дополнительно потребуется согласование Министерства культуры РФ.