Контактная информация
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Свердлова, д.8

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: monuments.karelia10@yandex.ru

Завершен первый этап работы по сохранению исторического судна

В начале 2011 г. итальянскими специалистами-реставраторами из ООО «Атриум» (г. Санкт-Петербург) была завершена работа по обследованию, разборке, перевозке и складированию элементов исторического судна, выброшенного на берег Ладожского озера в устье реки Олонка осенью 2009 года. Были также разработаны предложения по его реставрации и музеефикации. Работы выполнены за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Карелия. Заказчиком работ выступил Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия.

В рамках проекта была проведена историко-культурная экспертиза найденных фрагментов исторического судна, которая идентифицировала их как фрагменты ладожского галиота, построенного на одной из частных верфей в последней четверти ХIХ века (не ранее 1874 г.) и использовавшегося в качестве грузового судна. Галиоты имели широкое распространение в районах Балтийского и Северного морей в ХVIII-ХIХ вв. преимущественно для прибрежного плавания. Датировка судна подтверждена результатами дендрохронологического анализа, выполненного научной группой кафедры географии Карельской государственной педагогической академии. Предполагается изначальное наличие на судне двух мачт. Размеры судна – 25 метров в длину и 8,5 метров в ширину. Судно имело плоский киль, прочную и устойчивую носовую часть. Учитывая, что на сегодняшний день подобные объекты единичны и, как правило, представляют собой отдельные небольшие фрагменты, не дающие полного представления о конструкции и технологии постройки исторических судов, специалисты определили, что представленный к исследованию объект является уникальным памятником истории судоходства на Ладожском озере и традиционного судостроения на севере России. Он требует сохранения путем музеефикации с целью дальнейшего изучения и возможной визуальной реконструкции судна.

После обследования, проведенного на побережьи Ладоги, деревянные и металлические части судна были очищены, разобраны, промаркированы и перевезены в Олонец. До проведения реставрационных работ они размещены в складском помещении, отвечающем условиям их содержания. В настоящее время в первоочередном порядке необходимо провести консервационные работы – обработку элементов судна специальными составами, т.к., по мнению специалистов, с наступлением теплого периода начнется активный процесс разрушения древесины под воздействием биохимических факторов.

Проведение реставрационных работ планируется в два этапа: на складе временного хранения будет проведена тщательная очистка от загрязнений и отмывка от солей уже разобранных деталей судна, их антисептическая и укрепляющая обработка, а также структурное восстановление и укрепление разрушающихся участков; сборка судна будет осуществляться непосредственно на месте его постоянной экспозиции в соответствии со схемами и чертежами, выполненными в ходе его разборки. В процессе сборки будут использованы оригинальные металлические гвозди и нагеля, при необходимости вновь изготовленные. Однако, в целом, предполагается собрать судно в единую структуру без использования каких-либо новых элементов, что позволит воссоздать его исторический облик с полным сохранением подлинности.

Проект музеефикации исторического судна предполагает его рассмотрение в общем контексте истории Олонца и его исторического центра, включающего территорию расположения Олонецкой крепости и о.Мариам, где и предполагается разместить новую экспозицию. Для судна необходимо построить новое здание, т.к. размещение его в существующих структурах технически невозможно. Место для постройки выбрано с учетом возможности воссоздания обстановки, гармонирующей с образом судна, а именно рядом с береговой линией реки. Предполагается максимальная прозрачность помещений здания, позволяющая демонстрацию объекта непосредственно снаружи и привлечение внимания к нему даже с противоположного берега реки. Такое расположение судна вблизи поверхности воды в помещении, частично нависающем над берегом реки, должно создавать впечатление «живущего» судна, находящегося в плавании по ладожским водам.

Новая музейная экспозиция должна стать весомой частью единого музейного комплекса исторического города Олонца на базе существующего Олонецкого национального музея карелов-ливвиков. Сам памятник рекомендован экспертами для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, а для Карелии подаренное Ладогой историческое судно несомненно станет одним из новых и значимых туристских брендов.

 

К вопросу о сохранении и музеефикации исторического судна