Контактная информация
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Свердлова, д.8

тел/факс: +7 (8142) 59-51-31
e-mail: monuments.karelia10@yandex.ru

Деревня Хайколя. История и современность

Историческая деревня Хайколя входит в число старейших и наиболее сохранившихся поселений на историко-культурной территории «Беломорская Карелия», представляющей систему расселения этнической группы северных собственно карелов, в культуре которых большую роль играли рунопевческие традиции.

Историко-культурная территория «Беломорская Карелия» расположена в северо-западной Карелии, ее географическим ядром является бассейн озер Верхнего, Среднего и Нижнего Куйто. Историческое и культурное значение «Беломорской Карелии» складывается из двух аспектов: сохранившиеся материальные остатки культуры местного карельского населения, долгое время хранившего древнюю эпическую поэзию, составившую основу всемирно известного эпоса «Калевала», и история деятельности исследователей рунопевческой культуры.

В средние века территорию Беломорской Карелии заселяли саамы. Колонизация ее древними карелами началась с XIV века, но массовые миграционные потоки карелов достигли ее лишь в XVIII веке. К концу XVIII века здесь было уже 34 поселения, а общее число дворов – 318, в течение XIX века количество поселений выросло до 118, а число дворов до полутора тысяч. Однако уже в первой половине XX века фиксируется убывание традиционных поселений. В результате разрушений во время Великой Отечественной войны и правительственной политики ликвидации «неперспективных деревень» большинство традиционных поселений Беломорской Карелии в XX веке утратили свои постройки. В настоящее время лишь восемь поселений, сохранивших традиционную историко-культурную среду, можно отнести к категории «исторических». Это Калевала, Хайколя, Ювалакша, Вокнаволок, Пиртигуба, Поньгогуба, Суднозеро, Панозеро.

Деревня Хайколя расположена на острове Луотосаари на озере Хайкольском (Хайколя), примерно в 40 км к востоку от Калевалы в сторону Кеми. Согласно источникам она возникла во второй половине XVIII века. Хайколя никогда не была большой деревней, поскольку ограничена площадью острова (длина 1 км, ширина 0,5 км). Правда в первой половине XX века деревня расширилась на материк, но объекты исторической застройки деревни сохранились только на острове.

Старое название деревни – Ёухколя, по имени старейшего жителя. По преданию он был внуком первопоселенца - основателя деревни. Во время переписи населения 1905 г. деревня носила название Гайколя (Еуколе), в ней насчитывалось 11 домов и проживало 102 жителя. По данным переписи 1926 года деревня названа уже Хайколя, в ней было 16 крестьянских и 8 не крестьянских хозяйств, проживало 93 человека, в основном карелы. В 1970 г. здесь проживало 32 человека, почти все карелы.

В настоящее время деревня используется лишь для сезонного проживания (с весны по осень). В деревне сохранилось 8 жилых домов и 16 хозяйственных построек, некоторые из которых находятся в руинированном состоянии. В течение долгого времени в Хайколя на летний сезон приезжал уроженец этой деревни - известный карельский писатель Ортье Степанов, в роду которого рунопевческие традиции передавались из поколения в поколение. От его прапрадедушки Васке Каласка и прапрабабушки Карпан Моарие записывал руны известный языковед и этнограф А.А.Борениус в 1872 году и подтвердил, что Хайколя – одно из последних рунопевческих мест в южном направлении. В дальнейшем рунопевческим творчеством занимались прадед и дед писателя. Сам Ортье Степанов написал серию романов «Сказание о родине», где отражены исторические этапы развития Беломорской Карелии в 1920-1960 гг.

После смерти писателя в деревне при активном участии его сына Михаила создан этнолитературный музей народного писателя Ортье Степанова. В одном из старых домов воссоздан традиционный интерьер, и оформлена экспозиция из предметов крестьянского быта. Ежегодно в деревне проводится праздник, посвященный писателю О.Степанову. В эти дни в Хайколя собирается несколько сотен человек. Для гостей организуются театральные постановки, выступления народных коллективов. Благодаря включению деревни в туристский маршрут из Скандинавии и Финляндии через Калевалу и Кемь на Соловки ее начали посещать туристы из Финляндии и других зарубежных стран. Активная общественная жизнь в деревне повлекла за собой необходимость сооружения общественных зданий, строительство которых сейчас осуществляется.

Перечисленные мероприятия в Хайколя развивают идеи проекта «Рунопевческие деревни Беломорской Карелии», разработанного Фондом имени Архиппы Перттунена (г.Костомукша, Республика Карелия) и Фондом «Культурная горница» (ныне – фонд «Юминкеко», г.Кухмо, Финляндия) и реализуемого на территории северной Карелии с начала 1990-х годов. Проект направлен на спасение, регенерацию и преемственное развитие культуры северных карелов, в т.ч. сохранение карельского языка, фольклорных и ремесленных традиций, возрождение архитектурных традиций путем восстановления историко-архитектурного ландшафта поселений, реставрации старых зданий и строительства новых домов с учетом многовекового народного опыта.

Многолетняя реализация проекта в рунопевческих деревнях Беломорской Карелии смогла настроить местное население на осознание важности сохранения своих национальных традиций. Однако в настоящее время наряду с существующей опасностью необратимого разрушения историко-культурной среды рунопевческих деревень появилась опасность ее искажения путем разрозненных, часто непрофессиональных попыток возрождения их архитектурного облика, а иногда и просто необдуманного нового строительства. Чтобы такого не случилось при начавшейся работе по возрождению исторической деревни Хайколя, Архитектурно-реставрационным предприятием ЗАО «ЛАД» при непосредственном участии специалистов Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия разработан проект зон охраны объектов культурного наследия этого поселения. Заказчик проекта - Администрация Калевальского муниципального района.

Важной частью проекта является характеристика современного состояния планировки и застройки деревни, анализ объектов застройки и рекомендации по регенерации историко-архитектурной среды поселения. Исследователями определены наиболее ценные объекты культурного наследия, подлежащие обязательному сохранению, а также постройки, формирующие историко-архитектурную среду поселения, и дисгармонирующие объекты.

Исторически сложившийся ландшафт острова Луотосаари, на котором расположена деревня Хайколя, представлен, в основном, лугами и отдельно стоящими деревьями хвойных пород. Связь острова с материковой частью осуществляется узким перешейком. Активный композиционный акцент острова – культовая (кладбищенская) роща, расположенная на восточной его оконечности. На юго-западном относительно ровном участке располагаются основные постройки деревни. Особенностью планировки поселения является расположение домов со значительным разрывом друг от друга и свободное формирование усадеб исходя из функциональной зависимости построек. Комплексы усадеб включают отдельно стоящие жилой дом, амбар, сарай, баню. Здания бревенчатые, под двускатными крышами, по масштабу и объемно-планировочному решению соответствующие традиционным крестьянским домам северных карелов конца XIX – начала XX вв. Жилые дома – одноэтажные, на невысоком подклете, основной тип дома – «брус».

Самой старой постройкой деревни является амбар в усадьбе О.Степанова. Он построен в конце XVIII – начале XIX вв. и перевезен сюда из д. Тухканиваара. Это однокамерный, одноярусный хлебный амбар, сохранивший архаичные конструктивные элементы: выполненную из ложеного теса кровлю, двухкосящатую дверь, остатки безгвоздевой конструкции кровли (курицы, шелом со стамиками). В 2007 г. по заказу Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия выполнена реставрация этого памятника. Дом Ортье Степанова, построенный в 1927 году, где писатель провел детские годы, а затем жил и работал, сейчас – историко-мемориальный памятник. Историко-архитектурную ценность имеет усадьба О.И.Кузьмина с традиционным домом, датируемым 1898 годом, и амбаром, а также ряд других жилых и хозяйственных построек. Особой исторической и природной ценностью обладает культовая роща, сформированная из разновозрастных деревьев хвойных пород (ель, сосна). В ней находится старое деревенское кладбище, в т.ч. могилы родителей Ортье Степанова, оформленные «намогильными домиками». На краю рощи растет сосна с закрепленной на ней табличкой на финском языке о том, что здесь записывал руны А.А.Борениус. С северо-западной стороны рощи находится могила Ортье Степанова, на которой установлен гранитный валун и чугунный элемент, имитирующий тесовую двухскатную кровлю намогильного домика.

К сожалению, деревня утратила крупно-объемные опорные элементы застройки, что значительно исказило ее исторический облик. Проектом определены места трех утраченных домов в центральной части Хайколя и дома на мысу, которые необходимо восстановить для воссоздания композиционной целостности и масштаба деревни. Далее увеличивать количество жилых объектов не рекомендуется, учитывая исторические характеристики деревни. В настоящее время один из этих домов практически завершен, другой находится в процессе строительства. Объекты новой застройки выполняются по специально разработанным проектам в соответствии с архитектурными традициями данной территории.

Восстановление исторического облика деревни Хайколя, которая имеет в настоящее время не только историко-культурную, но и мемориальную ценность, несомненно внесет значительный вклад в сохранение и развитие культуры нашей республики.

Хайколя – объект культурного наследия